s
USD: Rub: Eur:
2021-12-22 492

"Тендер: дело -- труба или оттенки серого в национальных закупках".

"Тендер: дело -- труба или оттенки серого в национальных закупках" (на некоторых примерах из Ургенча).

 

Часть 1. Труба темнит. 

 

Хорезм. Эта древняя земля расположена в северо-западной части Узбекистана в нижнем течении реки Амударья, граничит с Туркменистаном, который занимает 4 место в рейтинге крупнейших производителей природного газа. Всего в 400 км от областного центра области города Ургенч функционирует одно из крупных месторождений Узбекистана - Газлийское. Газ из этого региона экспортируется в Казахстан, Кыргызстан, Россию, принося немало поступлений в бюджет страны. Газопроводы от месторождения идут в Ташкент, на Урал, в Центр Европейской части России.

 

И в то же время сама Хорезмская область испытывает острый дефицит в снабжении энергоресурсами, в том числе газом. Нехватка газа является одной из причин, тормозящих развитие промышленного сектора в Хорезме. От перебоев в поставках газа страдает и местное население. 

 

Именно поэтому проект по прокладке газопровода, соединяющего магистральные газопроводы Газли–Нукус и Бухара–Урал был разработан с социальным приоритетом, с целью улучшить газовую систему области, способствуя тем самым ее ускоренному социально-экономическому развитию. Проект стоимостью 120 млрд сумов был рассчитан на 2015-2017 годы, но реальность жестока. Причины, по которым задержался запуск линии – это тема для отдельной статьи, а сегодня предлагаем оценить степень открытости информации о закупке по определению подрядчика по строительству газопровода, в том числе по исполнению договора о закупке и собственно по самому заказчику столь стратегически важного проекта – унитарное предприятие «Урганчтранссгаз».

 

Открытость означает - Предоставлять полную информацию о цели каждой бюджетной закупки, его масштабах, ограничениях, предполагаемых итогах, процессе и сроках, а также об ожидаемых и фактических результатах.

Закон «Общественном контроле» 2018 года и Закон «О государственных закупках» от 2018 года дал гражданам страны конкретные инструменты для участия общественности в бюджетном финансировании и мониторинге его использования. Стандарты действующего законодательства интегрируют в государственную политику открытость, продвигают максимальную прозрачность в отношении всех финансовых потоков, связанных с бюджетом государства, формируют основу для усиления борьбы с коррупцией и предотвращения злоупотреблений с нарушениями.

В последние 2 года электронная система закупок Узбекистана достаточно успешно зарекомендовала себя как прогрессивная и динамично развивающаяся, за текущий год сумма сделок на портале государственных закупок составила 2 трл 67 млрд сум! Но, к сожалению не все заказчики и компании страны готовы работать в рамках новых условий – прозрачно и ответственно.

 

Все данные, послужившие базой для статьи получены из открытых источников - с портала госзакупок, а также через запрос на получение информации на основании Законов «О общественном контроле” и  “О принципах и гарантиях свободы информации».

Наша группа уточнила статус «Урганчтрансгаз» как юридического лица: согласно выписки с портала открытых данных Государственного комитета статистики (http://registr.stat.uz/) «Урганчтрансгаз» является унитарным государственным предприятием, 100% учредителем которого является акционерное общество «Узтрансгаз», дата регистрации 28 мая 1996 года, юридический адрес город Ургенч, проспект Ислама Каримова, 21, уставной фонд 33,6 млрд.сум. 

В 2019 году Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью” было принято решение о выводе АО «Узтрансгаз» из состава АО «Узбекнефтегаз» и передаче Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан. 

Пункт 20 вышеуказанного Постановления гласит:

Определить, что с 1 октября 2019 года предприятие обязано выполнять требования Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» в части обеспечения мониторинга, контроля, прозрачности, анализа эффективности и результативности. 

Государственный заказчик обязан также размещать объявление о результатах проведения государственных закупок с их полным описанием на своем официальном веб-сайте или его вышестоящего органа согласно требованиям, предъявляемым к реестру договоров, заключенных государственными заказчиками; 

Заглянем на сайт организации - насколько полны сведения, представленные на нем: https://urgenchtransgaz.uz – открывается только главная страница-визитка. Контакты и новости даны на сайте головной организации АО «Узтрансгаз» - https://www.utg.uz/. Публикаций о государственных закупках не имеется.

11 декабря 2020 года на Портале государственных закупок зарегистрировано объявление: УП «Урганчтрансгаз» приглашает к участию в тендерных торгах и просит представить тендерное предложение по объекту: Строительство дополнительной линии газопровода от магистрального газопровода Газли-Нукус 1,2 н.н. км 91-93 к магистральному газопроводу Бухара-Урал 1,2 н.н. км 307-327 с ГРС «Беруни-2» «Ургенч-2» (Участок дюкерного перехода р.Амударья методом горизонтального направленного бурения).

 Стартовая цена выведена согласно Экспертных заключений ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономического развития Республики Узбекистан и ГУП «Экспертиза градостроительной документации».

На объявление отозвались четыре организации, победителем комиссия признала компанию «Remstroykomplekt Invest Injiniring» (как компанию с наиболее низким предложением) и приняла решение о подписании договора на сумму 19.760.259.021 сум, срок выполнения работ 85 дней против заявленной стоимости 19 960 768 060,0 сўм и срока окончания работ 90 календарных дней.

На этом этапе открытость проекта истощилась, нет никакой информации о том, завершено ли строительство, если да, то в какие сроки и какова финальная стоимость проекта. А ведь известны примеры, когда финальная цена строительных работ, установленная по факту, значительно превышает цену стартовую, когда объект планируется построить на одну сумму, а окончательная стоимость оказывается намного выше. Совершается такое благодаря практике применения «заявок на изменение» объемов строительства, завышения цен, включения в акты фиктивно исполненных работ, фиктивных услуг машин и механизмов и прочее.

Конечно же, в проекте договора, приложенном к Техническому заданию указано: Стоимость работ является окончательной и в дальнейшем пересмотру не подлежит, кроме случаев, когда причиной увеличения стоимости строительства явились обстоятельства непреодолимой силы, а также изменения объемов работ Заказчиком в установленном порядке. 

Но как строительство завершилось на деле и за какую окончательную фактическую цену? – этот вопрос пока остается без ответа.

Конечно же, в проекте договора предусмотрены штрафные санкции для Подрядчика за нарушение своих обязательств по качественному выполнению работ и своевременному вводу объекта.

А при оформлении акта приемки-сдачи объекта были обнаружены недостатки? Если да, то какие предприняты меры по устранению их? 

Это очень важно знать, поскольку общественный контроль более эффективен, когда проводится аудит всех этапов государственной закупки: от плана ее проведения до окончательной реализации, и только это условие обеспечивает полное соблюдение общественных интересов.

Авторы этой статьи сделали запрос, но пока что на момент написания ответа еще не было.

Одним словом, “дело - труба” и серых пятен, как выясняется,  в государственных закупках еще много.

 

Часть 2. “Серые” маневры белой бумаги.

2020 год в Узбекистане был объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Параллельно в этом же году пандемия внесла свои коррективы во все сферы нашей жизни.Про минусы сказано много и в то же время нельзя отрицать плюсов пандемии.

Один из самых важных моментов – все убедились в бесспорности и даже безысходности того, что в стране необходимо развивать цифровизацию всех сфер деятельности. Мы уже знаем, что благодаря последним годам развития государственной цифрофизации через портал my.gov.uz пользователи могут получить дистанционно, не выходя из дома, более двухсот видов государственных услуг.

Отказ от бумажного бытия и успешный переход к цифровизации можно отметить и в сфере образования В 2020 и 2021 годах поступление в ВУЗы, переводы из зарубежных ВУЗов в Узбекистан осуществались через портал transfer.dtm.uz и transfer.edu.uz . В 2020 ом году более 1 миллиона абитуриентов подавали документы online. Если бы это был offline  -- примерно можно представить горы бумажных документов, складируемые в архивах огромных площадей, и впереди этой цепочки погубленные лесные массивы, а в итоге агрессивные архивные газы.

Рост объема бумажного документооборота мы заметили по закупкам Ургенчского Государственного Университета: 1 декабря этого года университет объявил аукцион на покупку бумаги формата А-4 на 16 миллион 400 тысяч сум. Победитель аукциона - OOO “CHAROS QOG’OZ” (учредитель Аминов Хусен Насимович), предложивший цену 32.800 сум за пачку. 

Внимание привлекает частота аналогичных закупок и их объем: всего месяц назад 05.11.2021 университет купил бумагу на сумму 1 019 900 сум.

В последний месяц отчетного года сумма закупа увеличилась в 16 раз! и она в 8 раз больше требуемого объема!

Что же могло послужить причиной, возможно:

а -       накопились остатки по смете и надо срочно их выбирать, иначе неиспользованные средства «сгорят», руководство организации могут оштрафовать за то, что не выбрали годовые объемы

б -       средства, полагающиеся по смете, поступили в последний месяц года

в -       на расчетном счете, где средства формируются за счет поступлений от контрактов, накопилось 16 млн, которые можно обналичить, ведь скоро Новый Год! 

Чтобы узнать причину такой потребности альма-матер в писчей бумаге, Ургенчскому Государственному университету был отправлен официальный запрос СМИ. В ответе подтвердили, согласно договора от 1 декабря 2021 года № М506/019, на сумму 16.400.000 сум в общей сложности было приобретено 500 (пятьсот) пачек бумаги, которые будут использоваться для формирования первичных документов на факультетах университета, оформления договоров, исходящих писем и других расходов для студентов, обучающихся на основе платного контракта. Также сообщалось, что в 2020 году Университетом было закуплено 1.195 пачек формата А4 на 33,245 млн.сум, т.е. в среднем почти 100 пачек на месяц работы.

Это много или мало? В составе университета 12 факультетов и 42 кафедры, при потреблении в месяц в среднем по 1 пачке = 42 пачек + ректорат + бухгалтерия = расчетная потребность 50 пачек/месяц. 

Также просмотрели аналогичные договора по другим ВУЗам страны. Верхний уровень цен составил 37.000 сум (Ташкентский Государственный экономический университет), а нижний -  29140 сум (Самаркандский Государственный Архитектурно-строительный институт). Средняя цена - 32.295 сум/пачка. Цена на бумагу в Ургенче на 12% выше цен в Самарканде, но на 38 центов ниже цены в Ташкенте. 

Название ВУЗА

сумма за одну пачку

общая сумма

УрДУ

32.800 сум

16 400 000  сум

Самаркандский Государственный Архитектурно-строительный институт

29140 сум

2 623 840    сум

Ташкентский Государственный экономический университет

37 000 сум

720 000       сум

Андижанский государственный медицинский институт

30 240 сум

9 682 560     сум

 

Все вопросы пока без ответов, но мы постараемся их поискать и поделиться с читателями и соответствующими контролирующими органами.



Посмотреть в графике тут :  https://public.flourish.studio/visualisation/7458752/  



Авторы статьи участники Школы Прикладных Исследований посвященной теме государственных закупок - Программа Социальных Инноваций в Центральной Азии совместно с Open Contracting Partnership при финансовой поддержке USAID

Атабаева Сайера и Машарипов Нажотбек, ментор Александр Шатковский



Источники информации:

  1.   https://exarid.uzex.uz _ Портал электронных государственных закупок
  2.   Закон «Общественном контроле» 2018 года
  3.   Закон «О государственных закупках» от 2021
  4.   Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации генерального плана г.Ургенча, кардинальному улучшению благоустройства и водоснабжения населения Хорезмской области» от № ПП-1874 06.12.2012
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью. 09.07.2019 года
  6.   (http://registr.stat.uz/) Реестр ОГРН Государственного Комитета статистики РУз
  7. https://mib.uz/ Интерактивные услуги Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
  8. https://urgenchtransgaz.uz
  9. https://www.utg.uz/.
  10. https://remstroykomplekt.com/
  11. https://www.gazeta.uz/ru/2016/06/22/gas/

12.ttps://podrobno.uz/cat/economic/uzbekistan-soedinit-magistralnye-gazoprovody-gazli-nukus-i-bukhara-ural/

  1. https://urdu.uz/ Ургенский государственный университет имени 
  2. Презентация эксперта международной сети “Делойт” “Выявление рисков мошенничества в строительстве и крупных капитальных проектах”. 16.01.2016 г.
  3. Ответ на запрос СМИ Ургенского государственного университета №03-276/6 от 10.12.2021 года касательно закупок бумаги формата А-4.







Мавзуга оид